- Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает самооценку. В этом случае оружием служит голос.(насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.)
- Физическое насилие-применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможно нанесение физической травмы(избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек).
- Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица, от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву могут принуждать к воровству имущества
Разновидность школьного буллинга – кибербуллинг- при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.
Участники ситуации буллинга:
Жертва - человек, который подвергается насилию.
Сторонник буллера - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им
Зачинщик – буллер - человек, который преследует и запугивает жертву
Наблюдатели - человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет
Защитник -человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии
Причины буллинга
- удовольствие от буллинга, способ найти хоть какой-то смысл: буллинг часто возникает на фоне потери смысла, от скуки, от общей дезориентации в ценностях и правилах: «Зачем вообще ходить в школу?»
- жажда власти, самоутверждение за счет унижения другого
- собственные неудачи и поиск козлов отпущения, месть
- понимание дружбы как отталкивание, выживание других
- желание заставить страдать других, поскольку сам ( буллер ) пострадал от несправедливости
- отсутствие психологических структур (знаний, навыков), необходимых для конструктивного разрешения конфликтов
- враждебность, расизм, зависть
- садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.
Что делать если вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?
Действовать нужно, и начать следует вот с чего:
1. Нужно усвоить для себя, что травля это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.
2. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины нет и быть не может.
3. Найдите взаимопонимание с педагогами.
4. Педагог должен сказать ребятам, что то, чем они занимаются травля, и это недопустимое поведение. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?». Иногда, если видно, что изменить к лучшему ситуацию в группе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребёнка.
5. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.
Стереотип сложился - любой поступок предсказуем. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа (пусть он сделает то, чего от него совсем не ожидают).
6. Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать требованиям учебного заведения.
7. Обязательно предупредите преподавателей о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
8. Не следует приходить в учебное заведение и лично разбираться с обидчиками своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.