
Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Этот возраст сложен не только для родителей и учителей, которые каждый день сталкиваются с новыми открытиями в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосредственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями – идет активный поиск своего «Я». Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.
У подростка формируется собственная система ценностей. Чтобы ее сформировать, подростку надо от чего-то оттолкнуться, и этим чем-то чаще всего оказываются требования и ценности взрослых. То есть, формирование ценностей у подростков происходит в форме протеста против того, что им представляет мир взрослых. Подросток ищет другие, отличные от предлагаемых взрослыми, ценностные ориентиры. Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни. Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым»: он не видит «полутонов» – подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу.
Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?
Рисками могут быть:
1. жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком
как невыносимо трудные, непреодолимые;
2. пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него
может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие;
3. стрессогенные для старшеклассника ситуации, связанные с учебой,
в частности в период подготовки к итоговой аттестации.
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
1. переживание обиды, одиночества, собственной ненужности,
отчужденности и непонимания;
2. действительная или мнимая утрата любви родителей,
неразделенное чувство влюбленности, ревность;
3. переживания, связанные со сложной обстановкой в семье,
со смертью, разводом или уходом родителя из семьи;
4. чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения
(в том числе связанного с насилием в семье, так как зачастую подросток
считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
5. боязнь позора, насмешек или унижения;
6. страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности,
серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного
выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи
экзаменов);
7. любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях,
беременность;
8. чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
9. желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать
неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять
на другого человека;
10. сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или
фильмов, следование «моде»;
11. нереализованные потребности в самоутверждении,
в принадлежности к значимой группе.
Как понять, что есть угроза?
Во-первых, важно не пропустить факторы риска – то, что может вызвать
желание уйти из жизни.
Группу риска составляют подростки:
1. находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость
родителей, при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод
родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому,
жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
2. испытывающие серьезные проблемы в учебе;
3. перфекционисты, старающиеся все выполнить только на «отлично»
и остро переживающие любые неудачи;
4. не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных (в интернете)
может быть сколько угодно много);
5. не имеющие устойчивых интересов, хобби;
6. находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;
7. перенесшие тяжелую утрату;
8. остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных
отношений);
9. имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями
суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
10. употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
11. имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические
соматические заболевания;
12. совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок
(характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой
уголовного преступления (в том числе насилия);
13. попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы
в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений.
Во-вторых, надо быть внимательными к «знакам», сигнализирующим
о суицидальных намерениях.
Признаки суицидальных намерений:
1. высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу
больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше
не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне
нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания
о желании умереть, о бессмысленности жизни;
2. фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи,
музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида
(например, в Интернете);
3. активная предварительная подготовка к выбранному способу
совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ,
подъем на крышу дома, перила моста);
4. сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое
и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий,
например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление
в переписке, разговорах суицидальных высказываний, символов;
5. раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление
признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества
(«меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования
эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
6. негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего,
потеря перспективы будущего;
7. постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает,
что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен,
безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
8. необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более
безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление
к уединению, снижение социальной активности у общительных детей,
и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность
у малообщительных и молчаливых). Возможно употребление алкоголя,
психоактивных веществ;
9. стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
10. снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних
заданий;
11. символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных
вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям
и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды);
12. попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться
от друзей (при наличии других настораживающих признаков).