ГБОУ "Школа №3 Ясиноватского МО"
г. Ясиноватая, Донецкая Народная Республика
  • Особенности подросткового возраста и возможные риски

    Памятка для родителей "Быть чуткими к подростку! Как предотвратить беду?"
    Особенности подросткового возраста и возможные риски.

    Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Этот возраст сложен не только для родителей и учителей, которые каждый день сталкиваются с новыми открытиями в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосредственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями – идет активный поиск своего «Я». Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.

    У подростка формируется собственная система ценностей. Чтобы ее сформировать, подростку надо от чего-то оттолкнуться, и этим чем-то чаще всего оказываются требования и ценности взрослых. То есть, формирование ценностей у подростков происходит в форме протеста против того, что им представляет мир взрослых. Подросток ищет другие, отличные от предлагаемых взрослыми, ценностные ориентиры. Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни. Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым»: он не видит «полутонов» – подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу.

    Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?
    Рисками могут быть:
    1. жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком
    как невыносимо трудные, непреодолимые;
    2.  пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него
    может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие;
    3.  стрессогенные для старшеклассника ситуации, связанные с учебой,
    в частности в период подготовки к итоговой аттестации.

    Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
    1. переживание обиды, одиночества, собственной ненужности,
    отчужденности и непонимания;
    2. действительная или мнимая утрата любви родителей,
    неразделенное чувство влюбленности, ревность;
    3. переживания, связанные со сложной обстановкой в семье,
    со смертью, разводом или уходом родителя из семьи;
    4.  чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения
    (в том числе связанного с насилием в семье, так как зачастую подросток
    считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
    5.  боязнь позора, насмешек или унижения;
    6.  страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности,
    серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного
    выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи
    экзаменов);
    7.  любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях,
    беременность;
    8.  чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
    9.  желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать
    неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять
    на другого человека;
    10.  сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или
    фильмов, следование «моде»;
    11. нереализованные потребности в самоутверждении,
    в принадлежности к значимой группе.

    Как понять, что есть угроза?
    Во-первых, важно не пропустить факторы риска – то, что может вызвать
    желание уйти из жизни.
    Группу риска составляют подростки:
    1.  находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость
    родителей, при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод
    родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому,
    жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
    2.  испытывающие серьезные проблемы в учебе;
    3.  перфекционисты, старающиеся все выполнить только на «отлично»
    и остро переживающие любые неудачи;
    4. не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных (в интернете)
    может быть сколько угодно много);
    5.  не имеющие устойчивых интересов, хобби;
    6.  находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;
    7.  перенесшие тяжелую утрату;
    8.  остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных
    отношений);
    9.  имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями
    суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

    10.  употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
    11.  имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические
    соматические заболевания;
    12.  совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок
    (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой
    уголовного преступления (в том числе насилия);
    13.  попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы
    в соцсетях), религиозных сект или молодежных течений.
    Во-вторых, надо быть внимательными к «знакам», сигнализирующим
    о суицидальных намерениях.

    Признаки суицидальных намерений:
    1.  высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу
    больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше
    не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне
    нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания
    о желании умереть, о бессмысленности жизни;
    2.  фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи,
    музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида
    (например, в Интернете);
    3. активная предварительная подготовка к выбранному способу
    совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ,
    подъем на крышу дома, перила моста);
    4.  сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое
    и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий,
    например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление
    в переписке, разговорах суицидальных высказываний, символов;
    5.  раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление
    признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества
    («меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования
    эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
    6.  негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего,
    потеря перспективы будущего;
    7. постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает,
    что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен,
    безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
    8.  необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более
    безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление
    к уединению, снижение социальной активности у общительных детей,
    и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность
    у малообщительных и молчаливых). Возможно употребление алкоголя,
    психоактивных веществ;
    9.  стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
    10. снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних
    заданий;
    11.  символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных
    вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям
    и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
    просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды);
    12.  попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться
    от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике